Учебный курс. Часть 27. Синтаксис объявления меток

Автор: xrnd | Рубрика: Учебный курс | 03-11-2010 | Распечатать запись Распечатать запись

Не сомневаюсь, что объявлять метки вы уже научились :) Однако, синтаксис FASM не ограничивается объявлением простых меток. В этой части мы рассмотрим дополнительную директиву для создания меток, а также научимся использовать локальные и анонимные метки.

В синтаксисе FASM существует 3 основных способа объявления меток:

1. Имя метки, после которого ставится двоеточие. Это самый простой способ. Обычно так объявляются метки в коде. (Подробнее об этом способе читайте в части 13 учебного курса)

exit_app:
    mov ax,4C00h
    int 21h

2. Использование директив объявления данных. Имя переменной является по сути той же меткой. Отличие от первого способа в том, что дополнительно с именем метки связывается размер переменной. (Подробнее читайте в части 5 учебного курса)

x db 5
y dw 34,1200,?
z rd 1

3. Объявление метки с помощью специальной директивы label. Более сложный, но зато самый гибкий способ. Его мы рассмотрим подробнее.

Директива label имеет следующий формат:

label <имя_метки> [размер] [at адрес]

У директивы может быть 3 параметра. Обязательным является только первый параметр — имя метки. Второй параметр — оператор размера (byte, word, dword и т.д.). Он связывает с меткой размер переменной, аналогично тому, как это делают директивы объявления данных. Далее может быть указан оператор at и адрес метки. Адрес может представлять собой константу, числовое выражение или имя другой метки. Если адрес не указан, то для создания метки используется адрес того места, где она объявлена.

label m1              ;То же самое, что 'm1:'
label m2 byte         ;Похоже на 'm2 db ?', но память не резервируется
label m3 dword        ;Похоже на 'm3 dd ?', но память не резервируется
                      ;Все 3 метки указывают на один и тот же адрес!

Следующий пример показывает, как можно использовать в программе директиву label. Допустим, объявлена переменная x размером слово. Требуется обнулить старший байт x. Воспользовавшись директивой label, можно обратиться к старшему байту как к отдельной переменной:

x   dw 12345          ;Переменная-слово
label xh byte at x+1  ;Объявление метки для обращения к старшему байту
...
start:
    xor al,al         ;AL=0
    mov [xh],al       ;xh=0 (старший байт x)
    mov byte[x+1],al  ;То же самое без использования метки xh

Кроме того, адрес может содержать базовые и индексные регистры для косвенной адресации. Такие метки можно использовать для обращения к параметрам и локальным переменным процедуры. Например:

label i word at bp-2  ;Локальная переменная
    ...
    inc [i]           ;Инкремент локальной переменной

Локальные метки

Локальная метка — это метка, имя которой начинается с точки. Во время генерации кода FASM автоматически добавляет к имени локальной метки имя последней объявленной «глобальной» метки. Таким образом, имена локальных меток могут повторяться, если между ними есть хотя бы одна «глобальная» метка.

Локальные метки удобно использовать, например, внутри процедуры. Можно дать им простые, понятные имена и не беспокоиться, что где-то в коде уже объявлена метка с таким именем. В качестве примера я добавил локальные метки в процедуру преобразования строки в число из части 23 учебного курса:

;Процедура преобразования десятичной строки в слово без знака
;  вход: AL - длина строки
;        DX - адрес строки, заканчивающейся символом CR(0Dh)
; выход: AX - слово (в случае ошибки AX = 0)
;        CF = 1 - ошибка
str_to_udec_word:
    push cx                 ;Сохранение всех используемых регистров
    push dx
    push bx
    push si
    push di
 
    mov si,dx               ;SI = адрес строки
    mov di,10               ;DI = множитель 10 (основание системы счисления)
    movzx cx,al             ;CX = счётчик цикла = длина строки
    jcxz .error             ;Если длина = 0, возвращаем ошибку
    xor ax,ax               ;AX = 0
    xor bx,bx               ;BX = 0
 
.lp:
    mov bl,[si]             ;Загрузка в BL очередного символа строки
    inc si                  ;Инкремент адреса
    cmp bl,'0'              ;Если код символа меньше кода '0'
    jl .error               ; возвращаем ошибку
    cmp bl,'9'              ;Если код символа больше кода '9'
    jg .error               ; возвращаем ошибку
    sub bl,'0'              ;Преобразование символа-цифры в число
    mul di                  ;AX = AX * 10
    jc .error               ;Если результат больше 16 бит - ошибка
    add ax,bx               ;Прибавляем цифру
    jc .error               ;Если переполнение - ошибка
    loop .lp                ;Команда цикла
    jmp .exit               ;Успешное завершение (здесь всегда CF = 0)
 
.error:
    xor ax,ax               ;AX = 0
    stc                     ;CF = 1 (Возвращаем ошибку)
 
.exit:
    pop di                  ;Восстановление регистров
    pop si
    pop bx
    pop dx
    pop cx
    ret

Локальные метки намного улучшают читаемость кода. Если потребуется обратиться к локальной метке из другого места программы, это можно сделать, указав её полное имя:

    jmp str_to_udec_word.error  ;Переход к локальной метке

Особым образом обрабатываются метки, имя которых начинается с двух точек. Такие метки ведут себя как глобальные, но не становятся префиксом для локальных меток.

Анонимные метки

Анонимная метка — это метка с именем @@. В программе можно объявлять сколько угодно анонимных меток, но обратиться получится только к ближайшей. Для этого существуют специальные имена: вместо @b (или @r) FASM подставляет адрес предыдущей анонимной метки, а вместо @f — адрес следующей анонимной метки. Этого, как правило, достаточно, чтобы реализовать простой цикл, переход или проверку условия. Таким образом можно избавиться от большого количества «неанонимных» меток. Вот пример той же процедуры с использованием анонимных меток:

;Процедура преобразования десятичной строки в слово без знака
;  вход: AL - длина строки
;        DX - адрес строки, заканчивающейся символом CR(0Dh)
; выход: AX - слово (в случае ошибки AX = 0)
;        CF = 1 - ошибка
str_to_udec_word:
    push cx                 ;Сохранение всех используемых регистров
    push dx
    push bx
    push si
    push di
 
    mov si,dx               ;SI = адрес строки
    mov di,10               ;DI = множитель 10 (основание системы счисления)
    movzx cx,al             ;CX = счётчик цикла = длина строки
    jcxz .error             ;Если длина = 0, возвращаем ошибку
    xor ax,ax               ;AX = 0
    xor bx,bx               ;BX = 0
 
@@: mov bl,[si]             ;Загрузка в BL очередного символа строки
    inc si                  ;Инкремент адреса
    cmp bl,'0'              ;Если код символа меньше кода '0'
    jl .error               ; возвращаем ошибку
    cmp bl,'9'              ;Если код символа больше кода '9'
    jg .error               ; возвращаем ошибку
    sub bl,'0'              ;Преобразование символа-цифры в число
    mul di                  ;AX = AX * 10
    jc .error               ;Если результат больше 16 бит - ошибка
    add ax,bx               ;Прибавляем цифру
    jc .error               ;Если переполнение - ошибка
    loop @b                 ;Команда цикла
    jmp @f                  ;Успешное завершение (здесь всегда CF = 0)
 
.error:
    xor ax,ax               ;AX = 0
    stc                     ;CF = 1 (Возвращаем ошибку)
 
@@: pop di                  ;Восстановление регистров
    pop si
    pop bx
    pop dx
    pop cx
    ret

Я вам советую локальные и анонимные метки использовать везде, где только возможно. Они делают код программы более понятным и не захламляют пространство имён.

Упражнение

В этот раз совсем простое упражнение. В приведённом коде процедуры замените «глобальные» метки на локальные. После этого замените локальные метки на анонимные, где это возможно.

;Процедура преобразования байта в строку в двоичном виде
; AL - байт.
; DI - буфер для строки (8 символов). Значение регистра не сохраняется.
byte_to_bin_str:
    push cx                 ;Сохранение CX
    mov cx,8                ;Счётчик цикла
 
btbs_lp:
    rol al,1                ;Циклический сдвиг AL влево на 1 бит
    jc btbs_1               ;Если выдвинутый бит = 1, то переход
    mov byte[di],'0'        ;Добавление символа '0' в строку
    jmp btbs_end
btbs_1:
    mov byte[di],'1'        ;Добавление символа '1' в строку
btbs_end:
    inc di                  ;Инкремент DI
    loop btbs_lp            ;Команда цикла
 
    pop cx                  ;Восстановление CX
    ret                     ;Возврат из процедуры

Результаты можете писать в комментариях или на форуме.

Следующая часть »

Комментарии:

Ваш комментарий