- Asmworld - http://asmworld.ru -

Учебный курс. Часть 14. Режимы адресации

Posted By xrnd On 22.04.2010 @ 22:04 In Учебный курс | 21 Comments

Режимы адресации — это различные способы указания местоположения операндов. До этой части в учебном курсе использовались только простые режимы адресации: операнды чаще всего находились в регистрах или в переменных в памяти. Но в процессоре Intel 8086 существуют также более сложные режимы, которые позволяют организовать работу с массивами, структурами, локальными переменными и указателями. В этой части я расскажу о всех возможных режимах адресации и приведу примеры их использования.

1. Неявная адресация

Местоположение операнда фиксировано и определяется кодом операции. Примеры:

    cbw
    mul al

Команда CBW [1] всегда работает с регистрами AX и AL, а у команды MUL [2] фиксировано положение первого множителя и результата. Такой режим адресации делает машинную команду короткой, так как в ней отсутствует указание одного или нескольких операндов.

2. Непосредственная адресация

При непосредственной адресации значение операнда является частью машинной команды. Понятно, что в этом случае операнд представляет собой константу. Примеры:

    mov al,5
    add bx,1234h
    mov dx,a

Обратите внимание, что в третьей строке в DX помещается адрес метки или переменной a, а вовсе не значение по этому адресу. Это особенность синтаксиса FASM. По сути адрес метки тоже является числовой константой.

3. Абсолютная прямая адресация

В машинной команде содержится адрес операнда, находящегося в памяти. Пример:

    mov dx,[a]

Вот тут уже в DX помещается значение из памяти по адресу a. Сравните с предыдущим пунктом. Квадратные скобки обозначают обращение по адресу, указанному внутри этих скобок.

4. Относительная прямая адресация

Этот режим используется в командах передачи управления. В машинной команде содержится смещение, которое прибавляется к значению указателя команд IP. То есть указывается не сам адрес перехода, а на сколько байтов вперёд или назад надо перейти. Пример:

metka:
    ...
    loop metka

У такого режима адресации два преимущества. Во-первых, машинная команда становится короче, так она содержит не полный адрес, а только смещение. Во-вторых, такой код не зависит от адреса, по которому он размещается в памяти.

5. Регистровая адресация

Операнд находится в регистре. Пример:

    add ax,bx

6. Косвенная регистровая (базовая) адресация

Адрес операнда находится в одном из регистров BX, SI или DI. Примеры:

    add ax,[bx]
    mov dl,[si]

Размер операнда в памяти здесь определяется размером первого операнда. Так как AX — 16-разрядный регистр, то из памяти берётся слово по адресу в BX. Так как DL — 8-разрядный регистр, то из памяти берётся байт по адресу в SI. Это правило верно и для других режимов адресации.

7. Косвенная регистровая (базовая) адресация со смещением

Адрес операнда вычисляется как сумма содержимого регистра BX, BP, SI или DI и 8- или 16-разрядного смещения. Примеры:

    add ax,[bx+2]
    mov dx,[array1+si]

В качестве смещения можно указать число или адрес метки. О размере смещения не беспокойтесь — компилятор сам его определяет и использует нужный формат машинной команды.

8. Косвенная базовая индексная адресация

Адрес операнда вычисляется как сумма содержимого одного из базовых регистров BX или BP и одного из индексных регистров SI или DI. Примеры:

    mov ax,[bp+si]
    add ax,[bx+di]

Например, в одном из регистров может находиться адрес начала массива в памяти, а в другом — смещение какого-то элемента относительно начала. А вообще, всё зависит от вашей фантазии :-)

9. Косвенная базовая индексная адресация со смещением

Адрес операнда вычисляется как сумма содержимого одного из базовых регистров BX или BP, одного из индексных регистров SI или DI и 8- или 16-разрядного смещения. Примеры:

    mov al,[bp+di+5]
    mov bl,[array2+bx+si]

Пример программы

Допустим, имеется массив 32-битных целых чисел со знаком. Количество элементов массива хранится в 16-битной переменной без знака. Требуется вычислить среднее арифметическое элементов массива и сохранить его в 32-битной переменной со знаком. Я намеренно использовал разные режимы адресации, хотя тоже самое можно написать проще.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
use16                   ;Генерировать 16-битный код
org 100h                ;Программа начинается с адреса 100h
 
      sub ax,ax         ;AX = 0
      cwd               ;DX = 0
      mov si,ax         ;SI = 0 - смещение элемента от начала массива
      mov bx,array      ;Помещаем в BX адрес начала массива
      mov di,n          ;Помещаем в DI адрес n
      mov cx,[di]       ;CX = n
lp1:
      add ax,[bx+si]    ;Прибавление младшего слова
      adc dx,[bx+si+2]  ;Прибавление старшего слова
      add si,4          ;Увеличиваем смещение в SI на 4
      loop lp1          ;Команда цикла
 
      idiv word[di]     ;Делим сумму на количество элемнтов
      cwd               ;DX:AX = AX
      mov word[m],ax    ;\ Сохраняем
      mov word[m+2],dx  ;/ результат
 
      mov ax,4C00h      ;\
      int 21h           ;/ Завершение программы
;-------------------------------------------------------
n     dw 10
array dd 10500,-7500,-15000,10000,-8000
      dd 6500,11500,-5000,10500,-20000
m     dd ?

Упражнение

Объявите в программе два массива 16-битных целых со знаком. Количество элементов массивов должно быть одинаковым и храниться в 8-битной переменной без знака. Требуется из последнего элемента второго массива вычесть первый элемент первого, из предпоследнего — вычесть второй элемент и т.д. Результаты можете выкладывать в комментариях.

Следующая часть » [3]


Article printed from Asmworld: http://asmworld.ru

URL to article: http://asmworld.ru/uchebnyj-kurs/014-rezhimy-adresacii/

URLs in this post:

[1] CBW: http://asmworld.ru/spravochnik-komand/cbw

[2] MUL: http://asmworld.ru/spravochnik-komand/mul

[3] Следующая часть »: http://asmworld.ru/uchebnyj-kurs/015-logicheskie-operacii/

Copyright © 2009-2010 Asmworld. All rights reserved.