- Asmworld - http://asmworld.ru -

Учебный курс. Часть 2. Первая программа

Posted By xrnd On 04.02.2010 @ 01:56 In Учебный курс | 64 Comments

Итак, поехали! Курс обучения любому языку программирования принято начинать с написания программы «Hello, world!». Однако мы этого делать не будем. Потому что «Hello, world!» на ассемблере придется долго объяснять и трудно понять сходу. А я хочу сделать курс из коротких понятных статей.

Поэтому мы напишем совсем простую программу. Сразу оговорюсь, что мы будем писать только COM-программы под DOS. Они проще, чем EXE, а подробно разбирать тонкости программирования под DOS мне не интересно, во всяком случае в учебном курсе.

Для того, чтобы написать программу, нам надо запустить fasmw.exe. Откроется окошко, в которое можно смело набивать код:

FASM


В это окошко надо ввести следующее (я подробно объясню ниже, что значит каждая строчка):

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
use16               ;Генерировать 16-битный код
org 100h            ;Программа начинается с адреса 100h
 
    mov ax,255      ;Поместить 255 в регистр AX
    inc ax          ;Увеличить содержимое AX на 1
    nop             ;Эта команда ничего не делает
    mov bx,ax       ;Поместить в BX содержимое AX
 
    mov ax,4C00h    ;\
    int 21h         ;/ Завершение программы

Первая строка «use16» сообщает FASM’у, что нужно генерировать 16-битный код. Нам нужен именно такой для нашей первой программы. Точка с запятой — это символ комментария. Все что идет после «;» до конца строки игнорируется компилятором. Там можно писать все что угодно.

Вторая строка «org 100h» объясняет FASM’у, что следующие команды и данные будут располагаться в памяти, начиная с адреса 100h. Дело в том, что при загрузке нашей программы в память, DOS размещает в первых 256 байтах (с адресов 0000h — 00FFh) свои служебные данные. Нам эти данные изменять нежелательно.

Далее идут непосредственно команды! Программа на ассемблере состоит из команд процессора. Каждая команда обозначается мнемоникой (символическим именем). Например «mov», «inc», «nop» и т.д. После мнемоники могут идти операнды. Они отделяются одним или несколькими пробелами (или табуляцией).

Команды бывают без операндов, с одним или несколькими операндами. Если операндов больше одного, то они отделяются друг от друга запятыми.

Отступы не обязательны, но желательны — с ними код гораздо легче читать. Пустые строки игнорируются. Регистр символов значения не имеет. Можно писать большими буквами, или маленькими, или в перемешку.

Четвертая строка определяет команду «поместить число 255 в регистр AX». «mov» — это мнемоника команды (от английского «MOVe»). AX — первый операнд — приёмник. 255 — второй операнд — источник. Первый операнд является регистром. Второй операнд — константа 255.

Пятая строка. Тут команда «inc» с одним операндом. Она заставит процессор выполнить инкремент, то есть увеличение на единицу. Единственный операнд — это регистр AX, содержимое которого и будет увеличено на 1.

Шестая строка. Команда «nop» — без операндов. Эта команда ничего не делает :) Зачем она нужна я ещё расскажу как-нибудь.

Седьмая строка. Снова команда «mov», но на этот раз оба операнда являются регистрами. Команда скопирует в BX содержимое AX.

Две последние строки — это стандартное завершение процесса в DOS. Так мы будем завершать все наши программы. Команда «mov» должна быть вам понятна, а про команду «int» я ещё расскажу, это отдельная тема.

Чтобы откомпилировать программу надо выбрать меню Run->Compile. FASM предложит сохранить файл, если вы этого ещё не сделали, а затем скомпилирует. То есть переведет текст, набранный нами, в машинный код и сделает его программой. Файл с расширением .asm — это исходный код или исходник, обычный текстовый файл. При желании его можно открыть блокнотом )

Compile

Отлично! Целых 12 байт получилось :-D
В каталоге с asm-файлом появился файл .com — это и есть наша прога!
Если в коде что-то неправильно, то в этом окне вы увидите сообщение об ошибке.

В общем, наша программа ничего не делает :) Но в следующей статье я расскажу как работать с отладчиком. И мы её отладим и увидим как она работает! :)

Следующая часть » [1]


Article printed from Asmworld: http://asmworld.ru

URL to article: http://asmworld.ru/uchebnyj-kurs/002-pervaya-programma/

URLs in this post:

[1] Следующая часть »: http://asmworld.ru/uchebnyj-kurs/003-turbo-debugger/

Copyright © 2009-2010 Asmworld. All rights reserved.